среда, 9 декабря 2015 г.

БИБЛИОТЕРАПИЯ. БИБЛИОПСИХОТЕРАПИЯ.

Сообщение  Ю.Кукурекина на заседании 
Луганского  клуба любителей миниатюрных
 изданий «КОЛИБРИ» 28 ноября  2015 года 
в  ЛУНБ им. М.Горького, сектор редких книг

     Давно известно, что разная литература способна вызывать различные состояния сознания. И это даже если не брать какую-либо оккультную или религиозную литературу. Существует литература, как депрессивного характера, так и наоборот, способная вывести из депрессии. Социологи, например, отмечают такой факт: против угнетённого состояния нашлось лекарство - чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. Не случайно творческие библиотекари-практики рассматривают библиотерапию, как одну из форм работы с читателем, справедливо включая в это понятие весь комплекс библиотечных мероприятий, направленных на то, чтобы помочь людям увидеть прекрасное. 

     Так, например, произведения Ф.М.Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают, неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть весёлые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения.

     Это только русская классика, а, сколько еще зарубежной литературы, не отстающей от отечественной по способности влиять на восприятие, сколько еще и нашей и «не нашей» современной литературы, причём почти неизвестной.
     Популярный в начале века русский целитель В. Азаров писал: «Известны случаи, что увлекающиеся и неутомимо читающие «уголовные романы» впоследствии становились преступниками». Сила слова и сила мысли - явление, по-разному объясняемые представителями различных наук.
     Медики, например, считают одной из причин возникновения раковых заболеваний - мрачные мысли; тенденцию саморазрушения при помощи наркотиков и алкоголя у подростков - объясняют влиянием различных сект, зомбирующих человека воздействием духовного наркотика, дополнением которого становится религиозная литература различных направлений. Книга может не только вызывать стремления агрессивного плана(о чём писал А.Азаров), но и лечить. Поэтому, образно говоря, книгу необходимо призывать лечить и делать это должны библиотекари и представители, члены различных книжных клубов, в том числе и Луганский «Колибри».

     Пожалуй, целесообразнее было бы говорить о лечении всей библиотекой в целом, так как сейчас, в период всевозможных кризисов «смутное состояние» души присуще не только пациентам психоневрологических клиник, но и большинству «нормальных» людей. К сожалению, занятое треволнениями в период такой нестабильности, как сейчас, население позабыло о книгах вообще. А вот и жаль!
     Почему вообще люди читают? Если не учитывать вынужденное (в учебных заведениях) и познавательное чтение, а взять на рассмотрение только чтение для удовольствия, то люди обычно читают, такую литературу, которая отвечает их внутреннему состоянию. Интеллектуализация общества определятся тем, что это общество читает; известно, что до 1964 года, по ежегодным докладам ЮНЕСКО, СССР занимал 1-2 место в мире по интеллектуальности молодежи и качеству знаний, позже, ещё при СССР эти цифры стали намного печальнее. Интеллектуальность общей массы молодёжи достигла 49-го - 52 места…!
     То есть, не чтение книг порождает деформация культуры, за этим следует деформация информационная, которая, в свою очередь, влечет за собой деформацию духовную на уровне отдельной личности. И наоборот, одна личность, имея возможность целенаправленного воздействия на отдельные группы людей, порождает определенные деформации в сознании широких масс населения. Примеры - их много…
     Различного рода программы по ТВ, где признанные авторитеты, что называются, подавляют своим императивным воздействием всякие тенденции к размышлениям и собственному анализу тех или иных общественно значимых событий. Чем формируется интеллектуальное содержание личности! Вот вам и издержки не чтения ни книг, ни других информационных материалов(на сказать, правда, что нынешние материалы в Интернете часто лживы до нельзя, и пропускать их через себя надо критически! Думать, прежде всего!
     А кто в состоянии думать? - Те, у кого сформировался определённый интеллектуальный уровень, почерпнутый от чтения…книг ! А Библиотерапия - «лечение книгой» - термин, который сейчас можно редко встретить, но, тем не менее, библиотерапия сейчас, как никогда актуальна. Более того, в психоневрологических учреждениях принят термин «библиопсихотерапия». Отсюда всё, наверное, ясно. То есть, психологи и психотерапевты применяют на практике психотерапевтическую коррекцию в работе с пациентами, где имеют место невротического уровня психопатологические расстройства.
   
     Вот, например, для многих достаточно почитать рассказы или повесть Германа Гессе, как снимается стрессовое состояние, они помогают читающему расслабиться и отвлечься от проблем, забыть о них. Или, например, Э.Хемингуэй - читая его, вся душа наполняется силами жизни, появляется желание жить и любить.
     Итак, библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на личность с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: изменённые - для их нормализации; нормальные - для их уравновешивания. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства человека для восстановления его душевного равновесия.
     Поскольку сама библиотека есть не что иное, как инструмент библиотерапии, пожалуй, правильнее называть работников её, библиотекарей - библиотерапевтами! И никак иначе! Ведь библиотекарь, как никто другой, способен осуществлять библиотерапию общества, определенных читательских групп, отдельной личности именно как «лекарь души», вооружённый знанием психологии чтения. То есть, как сказал поэт Л. Ошанин: «Душ человеческих добрые лекари, чувств и поступков библиотекари!».
     Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги. Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый - математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний. В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса.
     Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины. Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге - знание, понимание, настроение». Первые шаги к практическому применению библиотерапии были сделаны в 1927 году И.З.Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г.Харькова. Известный терапевт начала XIX века В.Я.Мудров писал: «Главнейшее же … состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни».
     В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. В статьях журнала «Курортное дело» за 1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу "лечения книгой" в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной "ситуации", и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой - на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.
     Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.
     Таким образом, можно утверждать, что это есть не что иное, как клиническая библиотерапия.  Учёные рассматривают библиотерапию: - как раздел библиотековедения (Б.А.Симонов); - как комплексную научную дисциплину (Б.С.Крейденко); - как направление педагогики чтения (Ю.Н.Дрешер). Наиболее оптимальным определение библиотерапии, предложенное Ю.Н.Дрешер.
 По её мнению, библиотерапия - это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю.Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем».
     Лечение чтением (так называемая «библиотерапия») входит в одно из звеньев системы психотерапии. Литература и искусство в наше время становится все более мощными и перспективными средствами в психотерапии. Понимание значения и использования влияния искусства на здоровье человека, мы находим на протяжении всей истории медицины. Основополагающими работами тут могут считаться работы В.Е.Рожнова (концепция эмоционально-стрессовой психотерапии), И.З. Вельвовского с сотрудниками, З.Фрейда, В.М.Бехтерева, психотерапевта И.Платонова. Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии, - так определял библиотерапию В.Н.Мясищев.
     За рубежом библиотерапия нашла применение в различных сферах общественной жизни, в большей степени в здравоохранении, являясь равноправной частью лечебного процесса. Библиотерапия в зарубежных странах базируется на принципах не навредить, помогать, развивать, и применяется в работе со всеми группами населения. Основные цели библиотерапии: 1) дать читателю информацию о проблемах; 2) помочь проникнуть в их суть; 3) обсудить новые ценности и отношения; 4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.
     Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида: 1. Целенаправленная - способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя. 2. Нецеленаправленная - служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.
     Так как библиотека является базой читательского развития личности, местом достижения определенной информационной гармонии духовного мира личности, библиотерапия - это воздействие всем информационным пространством библиотеки как социального института. Основное отличие работ психотерапевтов и психиатров от работ библиотековедов в том, что они ведут речь о больных людях. Важно ОДНО: в сложный период развития общества каждый человек нуждается в библиотерапевтической помощи.
     С чего всё начиналось?
     Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замечательное средство, как книги. В учебнике "Общая терапия" (1836) русского врача И.Е. Дядьковского чтение называется одним из главных средств психотерапии. Киевский библиотекарь П.П. Должников в 1849 году называет библиотеку "аптекой для души". В 1916 году русский писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке на стыке психологии и литературоведения - библиопсихологию.      В 1927 году И.З. Вельвовский в психотерапевтическом диспансере, потом в Харьковском психоневрологическом госпитале начал применять библиотерапию в лечении пациентов. Профессор М.П. Кутанин был активным пропагандистом нового метода лечения и ввел термин "библиотерапия" в широкий научный оборот.
     Библиотерапия (от лат. biblio - книга и гр. therapia - лечение, уход за больным) - метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом. Это не просто чтение рассказов, созерцание картин, а осознанное творческое, целебное изучение произведений литературы, искусства, науки для поиска, уточнения своего жизненного пути. Вряд ли кто-то станет отрицать, что книги обладают некими магическими свойствами и способны влиять на наше психологическое состояние.
     При подборе книг необходим тщательный учет личностных особенностей пациента, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Не каждая книга подходит для библиотерапии. Обычно используются такие жанры, как фантастика, драма, поэзия, биографическая литература. Основная цель состоит в том, чтобы книга как можно точнее отражала ситуацию, в которой находится пациент. Психолог/психотерапевт подбирают список литературы, наиболее точно соответствующий проблеме пациента. Книги должны быть увлекательными и соответствующими возрасту пациента.

     Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях (Миллер A.M., 1975), следует учитывать ТРИ принципа: 1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой книги); 2) герой книги должен быть больному "по плечу"; 3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится больной.
     Учёт последнего принципа особенно важен при неврозах, где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера.

Юмористическая и сатирическая литература. Успешно прививает читателю более широкий, объективный взгляд на себя и других людей, учит своеобразной психологической защите. Суть юмора - обнаружение смешных сторон в любых явлениях, даже неприятных. Юмор позволяет людям более открыто и свободно выражать себя в сложных ситуациях, самого разнообразного характера, учит технике более свободного общения (например, полушутливое выражение своей просьбы с целью избежать чувства неловкости при отказе дает возможность подшутить над собой и тем самым укрепляет уверенность в своих силах).
 
Сборники афоризмов. Содержат наиболее ясные образы, отточенные идеи, нередко парадоксальные. Часто используются в библиотерапии, помогая людям повышать психическую устойчивость. Читая их, человек привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, жизненным катаклизмам.

Фольклор (в том числе сказки). Достаточно широко используется в библиотерапевтическом процессе. В течение многовекового существования эти произведения прошли особый отбор. Новому поколению из уст в уста передавались лини, те, которые принимались большинством и удовлетворяли основным духовным потребностям человека. Утверждением идеалов добра и справедливости, правды и оптимизма фольклор (сказки) стимулирует необходимые психические реакции. Особое значение данный вид литературы имеет в работе с детьми: позволяет им осознать основные жизненные проблемы, улучшать контакты с родителями и сверстниками. Обращение к сказке свойственно людям, переживающим нравственные конфликты. Мир народных сказок, как отмечает И.Е. Вольпер "запечатляется" в сознании людей с раннего детства. Отношения сказочных героев воплощают нравственные представления, созданные народным опытом на протяжении веков, образы сказочных героев отличаются поэтичностью, яркостью, типологической определенностью. Сказка наивна и одновременно драматична. В то же время в ней выражена народная мудрость". При чтении сказки у пациента повышается интерес к окружающему миру, он отвлекается от своих проблем, невротических фиксаций на пережитом. Сказка способствует удовлетворению коммуникативных потребностей, приглушает чувство неполноценности и т.д. Научно-фантастическая литература. Отличается от других жанров выходом за пределы привычного, что часто необходимо при проведении библиотерапии. Доводя до крайности некоторые свойства человека, ситуации, взаимоотношения людей, авторы фантастических произведений позволяют индивидууму лучше понять и принять экстремальность своих ощущений, чувств, влечений, стимулируя продуктивность его поведения.

Детективная и приключенческая литература. Занимает значительное место в библиотерапевтической рецептуре благодаря ряду своих особенностей, в первую очередь -популярности и доходчивости. В детективе конденсируются, "высвечиваются" многие обыденные явления жизни. Библиотерапевтов привлекают следующие специфические черты этого жанра: повышенное внимание к негативным чувствам, тренировка интуиции, раскрытие тайны как способ познания действительности, "обязанность" читателя подозревать всех, разоблачение романтического восприятия жизни, фальшивых, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом часто скрываются грязь и корысть. Такие произведения побуждают читателя принимать смелые решения, рисковать, учат находчивости. Все это касается, естественно, только хорошей детективной и приключенческой литературы. Близки по характеру воздействия к детективам мемуары и произведения из серии военных приключений.

Драматургия. На некоторых людей она оказывает особенно сильное влияние благодаря большой концентрации, координированных действий, наглядности. При чтении пьесы человеку проще отождествлять себя с действующим лицом, чем, например, при чтении романа. Пьеса оставляет больше свободы для самостоятельной работы, учит диалогу, правилам общения.

Специальная научная литература. Даёт объективную картину окружающего мира, позволяет лучше понять собственную психологию, осознать потребность психосоматической помощи, стимулирует естественные психические процессы.

Специальная медицинская литература. Является разновидностью научной и наиболее важна при библиотерапии, так как способна дать индивидууму знания, которые ему особенно необходимы для стимуляции психотерапевтических процессов, самоуспокоения и самоконтроля.

Научно-популярная литература. Может выполнять те же функции, что и научная, но используется в отношении менее подготовленных читателей, давая им более общие и необходимые представления.

Педагогическая литература. Ее можно применять наряду с другой научной литературой с целью тренировки, коррекции и развития различных личностных качеств, в том числе самоконтроля и самоадаптации.

 Юридическая литература. Дает индивидууму возможность разобраться в причинах многих проблем, возникающих в результате неправильных действий - как собственных, так и окружающих. Данный вид литературы помогает читателю оценить степень опасности девиантного поведения.

Философская литература. Помогает получить разносторонние представления о себе, других людях, окружающем мире в целом. Дает возможность понять неизбежность определенного конфликта между внешним миром и внутренним. Осознание этого приносит человеку облегчение, спокойствие, вносит элемент конструктивности в его деятельность. К данному виду литературы можно отнести и часть литературной публицистики, работы по истории литературы и философии.

Общие терапевтические "механизмы" методики

1. Целебно-творческий момент состоит здесь в том, что личность чувствует, осознаёт в общении с взволновавшими его рассказами, картинами, научными произведениями свою неповторимость, обретает себя, если не в создании творческих произведений, то в созвучии с близкими ему творцами. Любимые им картины, книги, музыкальные и научные произведения подчеркивают его личностный портрет.

2. Несозвучие с чужеродным творчеством также проясняет «с в о ё». Не обязательно знать подробно то, что чуждо; довольно это лишь отведать. Л.Толстой отметил: "Учитесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хочется знать".

3. Конкретное познание себя через опыт культуры человечества даёт возможность целебно понять-прочувствовать, что "не дурак, не невежда", если не знаешь чего-то или не можешь искренне восхититься тем, чем восхищаются другие, укоризненно на тебя посматривая. Для каждого своё.

4. Когда же кто-то, скажем, член клуба «Колибри» приносит на заседание клуба миниатюрные издания, читает свои стихи, происходит творческое общение с членами клуба через своё в человеческой культуре. Это есть не что иное, как плодотворные целебные коммуникации с себе подобными творческими людьми и одновременно жизнь в мире близкого, понятного тебе в искусстве, науке.

     Особую значимость приобретают миниатюрные издания, поскольку кроме той «живительной влаги», которую впитывают в себя держащие в руках мини-книгу и вчитывающиеся в ту мудрость, которой заполнена такая книжка-малышка, психологическое воздействие оказывают и другие моменты: оформление, которое часто бывает красочным, иллюстрации, фотографии, рисунки и другое. То есть, некое моральное удовлетворение можно вполне испытать, соприкасаясь именно с миниатюрным изданием. А как нам не хватает-то этого морального-то удовлетворения-то!

Комментариев нет:

Отправить комментарий